Мастера производственного обучения

Методы и формы работы мастера производственного обучения

Процесс обучения в колледже требует от преподавателей и мастеров производственного обучения соблюдения в своей педагогической деятельности следующих положений, правил, названных дидактическими принципами:

— воспитывающий характер обучения;

— наглядность обучения;

— систематичность и последовательность обучения;

— активность и сознательность учащихся в обучении;

— доступность обучения;

— обучение на производительном труде;

— прочность знаний, умений и навыков.

Все эти принципы связаны между собой, и на их основе проводится процесс обучения учащихся. Процесс теоретического обучения идет параллельно с обучением практическим навыкам в учебных мастерских. На уроках теоретического и производственного обучения преподаватели и мастера вооружают учащихся знаниями. Обучая, давая новые знания, формируя умения и навыки учащихся, мастера п/о в то же время их воспитывают. Результатом воспитывающего влияния должно быть упорное стремление учащихся к хорошим и отличным результатам в учебе и труде, к честности и правдивости, инициатива и настойчивость.

Для каждой специальности, которой обучают в колледже, разработан УМК (учебно-методический комплекс). Обучение ведется в строгой последовательности, согласно перечню. Преподаватели дают на своих уроках теорию, а мастера закрепляют с учащимися полученные знания в учебной мастерской (практически), т.е. используется метод наглядности, что позволяет учащимся лучше освоить новую тему. Каждая новая тема вытекает из предыдущей. Преподаватели и мастера п/о, объясняя новую тему всегда проводят межпредметную связь и связь с жизнью. Главной задачей для мастеров п/о является доступность преподаваемого материала, для того, чтобы у учащихся не пропал интерес к уроку. Материал, изложенный доступно и просто, повышает интерес учащихся, придает им уверенность в себе. Учитывая то, что ребята в группе с разным уровнем подготовки, мастера п/о дают на уроках производственного обучения разноуровневые задания, стараются найти индивидуальный подход к каждому учащемуся. В своей работе мастера и преподаватели ставят перед собой триединую цель: воспитательную, развивающую и образовательную.
Конечная цель мастера производственного обучения — выпуск квалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Оттого насколько эффективна методика проведения уроков мастером п/о и зависит, добьется ли он своей цели.

Производственное обучение – важная часть в процессе подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих, на который отводится значительная часть общего учебного времени.
На уроках производственного обучения мастер п/о стремится к тому, чтобы учащиеся прочно усвоили системы знаний, умений и навыков, сформировали умения применять их в жизни, развивает у учащихся умение самостоятельного мышления, наблюдательности, овладение культурой умственного и физического труда, прививает любовь к выбранной профессии.
Основная задача производственного обучения учащихся в колледже – научить их планировать, подготавливать, осуществлять, контролировать и обслуживать характерный для их профессии производственный процесс. Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах с применением различных методов обучения.

Формы обучения – это способы построения учебного процесса, которые определяют характер учебно-производственной деятельности учащихся, структуру занятий под руководством мастера п/о. Основной формой организации процесса производственного обучения учащихся в учебных мастерских являются практические занятия. Урок производственного обучения содержит четкие цели и содержание, а также организационные структуры.

Тему урока мастер производственного обучения берёт из ПУПР.

Цели урока разделяются на обучающую, воспитательную и развивающую.

В колледже созданы все условия для подготовки квалифицированных рабочих, которые будут востребованы на рынке труда.

В состав учебно-производственного комплекса входят специализированные мастерские: слесарная, токарная, СТО практических занятий профессии «мастеров по ремонту кузова автомобилей»; автоэлектриков, мастерские для  мастеров закройщиц и парикмахеров. В основе формирования мастерских и лабораторий положен принцип специализации и потребности в подготовке специалистов для производственной сферы. Каждая мастерская имеет оснащение в соответствии с ее профилем и назначением, а также в объеме, достаточном для проведения учебных занятий: приборы, модели, макеты, специализированное оборудование, плоскостные пособия, стенды, в наличии металлические изделия, материалы для изготовления учебных изделий.
Профессиональное обучение в учебных мастерских проводится для получения первичных профессиональных умений и навыков. Для того, чтобы добиться подлинного профессионального мастерства предусматривается разнообразие методов ведения уроков производственного обучения, оптимальное их сочетание.

В нашем колледже производственное обучение для учащихся 1 курса начинается с экскурсии по учебным мастерским и на производство. Производственные экскурсии организуются мастером производственного обучения. Такие экскурсии имеют наибольшее значение: они позволяют учащимся сформировать четкое представление о профессии, помогают представить общую схему производства и свое место в нем, оставляют у учащихся яркие впечатления.
Одним из важнейших компонентов уроков производственного обучения являются методы обучения.
Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими навыками, знаниями и умениями, формируются основы их профессионального мастерства, воспитываются убеждения, взгляды, отношения к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
Методы производственного обучения подразделяются на:

— словесные;

— наглядные;

— практические.

Эффективно применять на уроках производственного обучения сразу все методы, так как человек способен запоминать:

10% из того, что прочитал

20% из того, что услышал

30% из того, что увидел

50% из того, что услышал и увидел

70% из того, что сам говорит

90% из того, что сам делает.

Следовательно, положительный результат на уроках производственного обучения быстрее и эффективнее можно достичь, лишь используя в комплексе все методы обучения.

 

 

 

 

  1. Номенклатура дел и документация мастера производственного обучения
  2. Методические рекомендации
Написать сообщение

 

×